Привет! В этой статье в рамках конкурса от Коллаборатора я опишу свой жизненный путь SEO-специалиста.
Вряд ли кому-то будут интересны все подробности моей биографии. Поэтому я перечитал статью и порезал её, но при этом она все равно получилась объемной. ? А вообще, мне очень понравилось писать эту статью. Ностальгия приятное чувство. ?
? Когда и как вы решили стать SEO специалистом?
Я отучился на программиста, но устроиться на работу не смог (хоть и была всего одна попытка). На третьем курсе университета я пошел продавать спортивное оборудование и одежду, так как очень хотел купить свою первую машину. Параллельно, я начал интересоваться SEO в 2011 году, поэтому отслеживал вакансии помощников в своем городе. В 2012 году встретилась вакансия SEO-стажера. Это было именно то, что я и искал. По сути, стажер это тот человек, который ничего не умеет, но очень сильно хочет научиться работать в этой сфере. От соискателя тогда многое не требовалось.
Именно окружение из сильных специалистов, мой руководитель и дружная атмосфера в компании спровоцировало желание развиваться в области SEO дальше.
По итогу, я 7 лет отработал в ведущих агентствах Казани и после этого 2 года инхаус, параллельно c 2017 года уже всерьёз взялся за прямую работу со своими клиентами. Сейчас у меня есть небольшая команда, вместе мы продвигаем клиентские сайты. Делаем это точно не хуже чем в крупных агентствах, но при этом гораздо дешевле.
? Каким был ваш первый или самый необычный опыт в продвижении. Поделитесь историей
Как писал выше, SEO тематикой я начал интересоваться в 2011 году. Тогда я баловался программами Allsubmitter и Xrumer. Да-да, искал базы для прогонов и эти прогоны тогда давали ощутимый прирост позиций в поисковых системах. Тогда в качестве первого опыта, под эксперименты попал сайт родственника. Сайт заметно вырос в трафике из поисковых систем и это было приятно. Было ощущение, что ты знаешь какой-то секрет продвижения. ??
Процесс до и после (до отсутствия позиций и потом после первых позиций и получения трафика) меня сильно увлек. До сих пор помню этот запал, от чувства, когда видишь растущий график посетителей из поисковых систем в метрике.
Необычный опыт — в работе было много разных тематик. Классику в виде секс-шопов отмечать не интересно. Помню, продвигали сайт по услугам лизинга для юридических лиц. Лиды в этой тематике дорогущие, но конкретно для этого клиента всегда значительно перевыполняли план по лидам. Этот клиент был очень токсичным и рубил нам все лиды по разным причинам. Иногда доходило до абсурда, клиенту не нравилось, что какой-то лид принес ему не так много денег, как он хотел бы (суммы в этой тематике большие, компания продавала в лизинг автомобили и автобусы).
Был также опыт доставания из под фильтра аффилиат сайт клиента, который аффилировался с сайтом конкурента. Факт в том, что наш клиент со своим конкурентом находились в одном офисном центре. ? Что только мы тогда не пробовали, даже стихами писали Платонам.
А еще я помню, как переходил на грейды выше (повышение в должности), чтобы это сделать, нужно было тратить много времени на исследования и эксперименты. Чтобы вы понимали, я писал дипломную работу по сравнению алгоритмов HITS, PageRank, TrustRank и BrowseRank между собой и то как они могут влиять на ранжирование сайтов в поиске.
?? Повангуйте. Что будет с SEO через 5 лет? Как вы видите себя в этой профессии?
Что будет с SEO через 5 лет?
Думаю, что в ближайшее время стоит максимально плотно заняться вопросами «доверия» к вашему ресурсу (прозрачность со стороны авторов, упоминание признанных экспертов вашей тематики о причастности к проекту в соц. сетях и особенно на видео). Факт-чекинг (от специалистов отрасли) и постоянная актуализация/доработка контента. Посмотрите как это реализовано на портале finder.com:
Вангую, что в Яндексе будут крутить ПФы уже по умолчанию (как бы печально это не звучало), также как когда-то плевались от ссылок, придет осознание необходимости данной процедуры, чтобы было, возможно, конкурировать и дальше в органике. Помните то время, когда сапа еще работала? Вот и сейчас такое же время, но для ПФ. Возможно, появятся какие-то новые и модные темы в виде аренды или даже продажи естественных профилей живых людей для данной темы.
Сеошники будут нужны всегда пока существуют любые поисковые системы, речь не только про Яндекс и Google, а вообще про любой популярный сайт, где есть функционал поиска (например, маркетплейсы).
SEO становится сложнее и дороже с каждым годом. Никто не знает на самом деле, куда пойдет поиск, но думаю, что в любом случае будет полезно прокачивать в себе навыки веб-аналитика (в первую очередь это касается разметки целей и электронной торговли, проведение юзабилити аудитов и A/B тестов и повышение конверсии). Двигаться в сторону подсчета бизнесовых целей (рентабельность вложений для клиентов и т.п.). Кто быстрее всего, любыми источниками будет генерировать больше денег для клиента, тот и будет на коне. ?
Как вы видите себя в этой профессии?
10 лет назад я был стажером, а сейчас дорос до своей команды, оказывающую услуги в качестве мини-агенства. Наверное, дальше будет только интереснее. По крайней мере я не собираюсь останавливаться, буду в привычной мне манере работать дальше. Главное, чтобы была мотивация это делать. Скорее всего, все выльется в укрупнение и охват большего количества источников трафика.
? Если кто-то хочет изучить SEO, какие материалы ему следует изучить: книги, блоги, ютуб?
Сейчас есть большое количество курсов, поэтому есть из чего выбирать. Если нужно изучить все фундаментально, я бы посоветовал идти к «проверенным» годами экспертов, через которых прошло очень много учеников. Я бы смотрел в сторону обучающих курсов от Михаила Шакина, Сергея Кокшарова и Дмитрия Шахова. Из агентств рассматривал бы обучение от Rush Agency. Учитесь у практиков и опытных ребят, у которых много экспертизы.
Про стандартный набор сеошника упомяну вкратце: чтобы поддерживать уровень знаний, банально, нужно читать новости. Советую подписаться и следить за теми ребятами, у которых много опыта и есть свое мнение. Подписывайтесь на те телеграм каналы, где есть авторская оригинальная информация. Особенно интересны те, кто на практике часто проводит исследования и эксперименты. Если хотите расти дальше как специалист, то советую читать новости и статьи на английском языке. Часто к нам все и приходит с запада.
Мне повезло с моими наставниками. Когда я начинал работу в агентстве (в 2012 году) обучений как таковых не было:
и я так сказать «старой» закалки. Мы обучались всему в бою от более опытных коллег в офисе. Иногда выбирались на оффлайн-конференции (РИФ, СПИК, F1 и мне особенно запомнился BDD).
Я привык много работать и не ныть. Эти два качества помогут вам преодолеть множество трудностей на начальном этапе. Старайтесь общаться с теми специалистами, которые намного опытнее вас. Могу добавить, что начинающих спецов, в начале пути мотивируют не деньги, а наставничество от более опытного спеца. Лучше пойти работать к опытным людям в качестве помощника и научиться все делать правильно, чем годами набивать шишки со своими клиентами, так и не научившись делать свою работу качественно.
Кстати, если есть начинающие ребята с небольшим опытом (хотя бы полгода), то пишите мне, часто бывают нужны помощники.
До сих пор в этой теме я варюсь круглыми сутками и для меня это нормально. Если вы хотите стать крутым спецом, то вам должно нравиться то, чем вы занимаетесь и постоянное обучение и работа не должны вас пугать.
Надеюсь, вы смогли дочитать этот текст до конца. Спасибо вам за это!
кул стори, бро!
Первонах, рад, что заценил. 🙂
Начинала я примерно в это же время, но до сих пор чувствую себя стажером. Скорее всего из-за того, что этой сфере постоянно происходят изменения.